В июле прошлого года я написал блог о белорусско-американских отношениях «Беларусь-США: течение подо льдом». Судя по последним событиям в двусторонних отношениях, можно говорить о том, что лёд таки тронулся.
C прошлого года мы наблюдали интенсивные двусторонние контакты по дипломатической линии, а 11 сентября состоялся официальный визит в Минск заместителя Госсекретаря США Патрика Кеннеди. Это первый визит такого уровня за много лет. Скупые данные пресс-релизов белорусского МИД и посольства США не позволяют установить ни цели визита, ни содержания переговоров с белорусской стороной. Тем не менее, специализация господина Кеннеди в системе Госдепа, его карьерная история и некоторые вновь открывшиеся данные позволяют сделать вполне определённые предположения о содержании его визита.
Сфера ответственности Патрика Кеннеди в Госдепе включает кадровую политику, консульские вопросы и бюджет. Это позволило некоторым комментаторам сделать заключение о том, что Минск и Вашингтон вплотную подошли к непосредственным переговорам о практической реализации некой дорожной карты в рамках длящихся более полутора лет консультаций на дипломатическом уровне о восстановлении полноценной работы посольств.
Но хотелось бы обратить внимание и на то, что Кеннеди в прошлом был заместителем директора Национальной разведки, начальником штаба отдела по передаче контроля (Transition Unit) в Багдаде и начальником штаба временного переходного правительства Ирака (2003), а до этого занимался Афганистаном, то есть имел непосредственное отношение и к разведке, и к военным операциям. Он также считается в США «политическим долгожителем» и одним из опытнейших дипломатов Госдепа. Это делает его подходящим исполнителем ответственных и деликатных дипломатических миссий, в том числе и в переговорах со странами, которые формально не являются партнёрами США, но в силу различных причин могут играть важную роль в реализации национальных интересов США. Здесь уместно вспомнить о том, что Беларусь в 2011-2014 годах была частью НАТОвского транзита в Афганистан и обратно; Беларусь также интересна Вашингтону своей позицией по Украинскому кризису.
Кроме того, по недавно открывшейся информации, Минск сыграл роль и в американской стратегии в Сирии. Так, по данным ресурса BuzzFeed News, Управление специальных операций США (SOCOM) в 2014 году через нескольких посредников купило у правительства Беларуси 700 противотанковых управляемых ракет для комплекса «Конкурс» (скорее всего речь идёт о ракетах 9М113 ещё советского производства) для сирийских повстанцев. Эти ракеты должны были служить средством поражения тяжёлой техники ИГИЛ, захваченной у иракской армии. Сделка такого характера всегда лицензируется Государственным департаментом США, и вполне вероятно, что несколько визитов Эрика Рубина а также представителя Министерства обороны США были в большей степени посвящены обсуждению темы торговли оружием, а вовсе не правам человека и демократии. Возможно недавний визит Кеннеди, помимо расширения посольства, также имел целью дальнейшие переговоры о сотрудничестве в военной сфере.
Всё это в очередной раз убеждает нас в том, что усиление напряжённости в сфере безопасности и актуализация военных угроз отодвигают для США на второй план вопросы демократизации и способствуют нахождению общих интересов с государствами, отношения с которыми долгое время были весьма натянутыми.
Пикантности этой ситуации придаёт ещё и тот факт, что интересы США в Сирии не вполне совпадают с интересами главного военного союзника Минска – Российской Федерации. И здесь уместно вспомнить слова героя Николаса Кейджа из фильма «Оружейный Барон»: «Самое главное правило в продажах оружия — никогда не быть подстреленным из собственного товара».