Алейник и призрак многовекторности

ф

Спустя примерно две недели после загадочной кончины Владимира Макея новым министром иностранных дел стал Сергей Алейник.

Если смотреть с точки зрения «протестной Беларуси», то Алейник — человек системы. Он работал на систему на протяжении всей эпохи Лукашенко, без длительных перерывов. На своей новой должности он будет демонстрировать лояльность, во всяком случае до тех пор, пока не будет признаков распада системы.

Но если взять в скобки протестный ракурс, то стоит отметить, что в нынешней ситуации это не самое ожидаемое назначение. Назначен отнюдь не антизападный и(или) с силовым бэкграундом чиновник, как того, казалось бы, требует союзническая солидарность с Россией, которая, как всем известно, воюет «не с Украиной, а с НАТО и всем Западом».

Алейник, как и Макей, принадлежит к микроскопической доле белорусских чиновников с западным образованием — см. график.

ф

Но, в отличие от Макея, у Алейника нет силового прошлого, вроде службы в советской разведке. Вся его карьера, хоть и была подчинена служению системе Лукашенко, проходила на западноевропейском поле. Думаю, что

в Беларуси нет деятелей — ни среди сторонников режима, ни оппозиционеров — с таким длительным и разнообразным опытом работы именно в этой — западноевропейской — сфере, как у Алейника.

Для Кремля его назначение означает перезапуск призрака многовекторности.

То , что на должность главы дипломатии был назначен Алейник, а не, например, Амбразевич или Савиных, свидетельствует о том, что (а) Лукашенко не хочет порвать с прежним стилем ведения внешней политики; (б) хочет сохранить остатки независимости от Кремля и в будущем перезапустить отношения с Западом.

Есть еще один весьма вероятный мотив такого назначения: уравновесить фракцию силовиков внутри системы, которые за последние два года получили огромную власть.

Автократ маневрирует. Пусть и на очень узком поле, но маневрирует.

Первоисточник: Телеграм-канал «Акадыр. Лагічна пра нелагічнае»

Фото: МИД Беларуси