В странах Восточной и Центральной Европы третий сектор играл важную роль в процессах трансформации: как агрегатор общественных интересов и их лоббист, как источник экспертизы и партнер по продвижению идеи реформирования. В Беларуси третий сектор из-за ограничений со стороны государства и зависимости от внешней помощи продолжительное время находится в достаточно уязвимой позиции и имеет ограниченное влияние на ситуацию в стране.
В условиях, когда диалог с Западом у белорусских властей выстраивается без необходимости привлекать посредников в лице представителей гражданского общества или политической оппозиции, третий сектор рискует выпасть из процесса трансформации белорусских институтов.
Исследование отношения гражданского общества и политической оппозиции к реформам в стране позволяет оценить их потенциальную роль в реформировании и возможность включиться в процесс трансформации, если такая возможность представится. В рамках проекта «РЕФОРУМ» BISS провел исследование мнений представителей общественных организаций и политической оппозиции, предметом которого стало отношение гражданского общества к реформам в Беларуси. Оно позволяет оценить изменение отношения к реформам в течение 2014-2015 гг., а также сравнить результаты с опросом среди представителей других групп: населения в целом, чиновников и предпринимателей.
Основные выводы исследования
· Представители гражданского общества в своем отношении к реформам отличаются от других групп (население в целом, чиновники и представители бизнеса). Они в значительно большей степенизаинтересованы в проведении реформ и единодушны в том, что реформы должны быть либеральными. Население, чиновники и представители бизнеса солидарны том, чтов первую очередь реформировать необходимо экономику (эта тенденция усиливается в 2015 г.), при этом представители гражданского общества и политической оппозиции на первое место среди всех сфер ставят реформу политической системы.
· Под воздействием сложившейся экономической ситуации лидерство реформы политической системы становится менее выраженным. В 2014 г. 59% организаций ставили реформу политической системы на 1-е место по важности. В 2015 г. их доля составила 29%.
· Представители политической оппозиции болееединодушны в отношении направления и приоритетов реформ, чем гражданское общество в целом. 100% опрошенных представителей политических партий уверены, что реформы необходимы, все они говорят о том, что они должны быть направлены на снижение государственного контроля. Когда речь идет об их собственных интересах, все политические партии в качестве основного приоритета выбирают реформу политической системы (в интересах страны в целом реформу политической системы ставят на первое место 67% опрошенных представителей политических партий).
· Потенциал гражданского общества и политической оппозиции как популяризаторовидеи реформирования ограничен тем,что интересы третьего сектора и населения в целом сильно различаются: социальному обеспечению и здравоохранению, которые население видит в качестве главных приоритетов,НГО почти не уделяют внимания.
· Международные эксперты и организации в глазах гражданского общества сохранили лидирующую позицию в качестве тех, кто может разрабатывать реформы. В возможностях внутренних ресурсов (независимых экспертов и исследовательских центров, профессиональных союзов и ассоциаций, политической оппозиции) третий сектор несколько разочаровался.
· Представители НГО и политической оппозиции выше, чем чиновники, оценивают готовность гражданского общества принять участие в процессе реформирования страны. Однако в их рядах нет единодушия на этот счет. При этом они более скептично, чем чиновники, оценивают эффективность взаимодействия госорганов и третьего сектора. А различие в оценках эффективности взаимодействия может быть барьером для дальнейшего налаживания такого взаимодействия.
· Исходя из ответов респондентов, зависимость гражданского общества от иностранного финансирования не является критически высокой, но все же многие организации ее ощущают. Также актуальна проблема снижения государственного контроля над получением и оформлением иностранной помощи.
· Представители НГО видят потенциал в получении поддержки от белорусских предприятий и граждан, однако только в случае предоставления каких-либо преференций за благотворительность. Тем не менее они готовы конкурировать за такую поддержку с другими организациями.
Исследование в формате pdf