Андрей ЕЛИСЕЕВ: О фантастических цифрах трудовой миграции

Время от времени бросаются в глаза не просто завышенные, но явно фантастические оценки количества белорусских трудовых мигрантов.

Пример такого преувеличения — слова бывшего министра труда А. Соснова о том, что в Евросоюзе «живут и работают 1 млн 300 тыс. белорусов». Такой источник информации социолога как «один из европейских представителей» не смутил и другие медиа, которые распространили информацию про миллион белорусов в ЕС.

Количество всех видов на жительство, выданных гражданам Беларуси странами ЕС, составляет около 50 тыс. Кроме этого, обладатели долгосрочных национальных виз приравниваются к гражданам, имеющим вид на жительство. Такой тип польской визы имеют более 50 тыс. белорусов. В основном  это обладатели «карты поляка», которая предоставляет право легально работать на территории Польши без получения специального разрешения на работу, а также заниматься предпринимательской деятельностью на тех же основаниях, что и граждане Польши.

Однако далеко не все их обладатели «карты поляка» являются трудовыми мигрантами, но, например, используют этот тип документа для упрощенного въезда в ЕС. Всеобъемлющее исследование числа нелегальных белорусских мигрантов в ЕС не производилось, но на основании некоторых работ  можно следать вывод, что количество белорусских нелегалов в ЕС невелико.

В недавнем материале приводится оценка представителя Международной организации по миграции в Беларуси о том, что в настоящее время находятся за рубежом от 800 тыс. до 1,2 млн. граждан Беларуси трудоспособного возраста.

Это конечно более реалистичная оценка, чем «1 млн 300 тыс. белорусов в ЕС», так как она охватывает общее число граждан Беларуси за рубежом, в том числе в России, а не только в Евросоюзе. А львиная доля трудовых мигрантов приходится именно на Россию. Однако и эта цифра (800 тыс. - 1 млн 200 тыс.) завышенная.

Доказать это можно с помощью простой арифметики с учетом доступных в официальной статистике данных.

Чтобы высчитать число экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте, необходимо от общего числа трудовых ресурсов отнять число экономически активного населения. Поскольку в цифре трудовых ресурсов и экономически активного населения учитываются, кроме категории граждан в трудоспособном возрасте, занятые в экономике лица младше и старше трудоспособного населения, то полученная разница и будет примерным числом экономически неактивных белорусских мужчин 16-59 лет и женщин 16-54 лет.

В статистическом сборнике «Труд и занятость в Республике Беларусь 2012» указано, что в 2011 г. трудовые ресурсы составляли 6 млн 30 тыс. человек. Для упрощения расчетов и поисков официальных цифр, будем опираться на данные 2011 г.

К экономически активному населению относят сумму занятого населения (около 4 млн 600 тыс. в конце 2011 г.) и безработных, которые ищут работу на местном рынке труда. К числу безработных в к. 2011 г. Нацстатком относил около 29 тыс. человек, так хитрая официальная статистика считает только граждан, зарегестрированных в органах по труду, занятости и социальной защите. Альтернативные оценки (в том числе, перепись населения) указывают на цифру безработных в несколько раз большую — около 6% от экономически активного населения, то есть почти 300 тыс. человек. Допустим, что из них 200 тыс. граждан трудоспособного возраста активно искали работу именно на белорусском рынке труда.

В итоге, экономически неактивное население в трудоспособном возрасте в конце 2011 г. составляло примерно 6 млн 30 тыс. минус 4 млн 600 тыс. минус 200 тыс. =  1 млн 230 тыс.

То есть, примерно такое число белорусских мужчин в возрасте от 16 до 59 лет и женщин в возрасте от 16 до 54 лет не заняты в белорусской экономике и не ищут работу на местном рынке труда. Заметим, что сюда включены, в том числе, несколько десятков тысяч старшеклассников и более 330 тыс. студентов ВУЗов и учреждений среднего специального образования, которые учатся на дневной форме обучения.

Отнимаем от 1 млн 230 тыс. число официально не занятых в экономике и не ищущих работу  страшеклассников (16-летние граждане включены в категорию трудоспособных граждан) и учащихся ВУЗов и ССУЗов дневной формы обучения. Получается, что цифра в 800 тыс. - 1 млн. трудовых мигрантов была бы реальностью, если бы практически всё  экономически неактивное население в трудоспособном возрасте, за ислючением старшеклассников и студентов дневной форм обучения, подалось в трудовые мигранты.

В действительности такой ситуации не наблюдается. Часть лиц в трудоспособном возрасте, которые официально проходят как экономически неактивные, заняты на «сером» рынке труда. Еще часть людей кроме старшеклассников и студентов (например, занимающиеся домашним хозяйством), добровольно отказываются  от поиска трудоустройства (даже частичного) и на местном, и на иностранном рынке труда.

Одна из следующих публикаций будет посвящена ответу на вопрос, каково же приблизительное реалистичное число белорусских трудовых мигрантов, и откуда берется цифра в якобы 1 млн (и даже более!) белорусских трудовых мигрантов.