Кремль в Нагорном Карабахе

Песков

Кремль не предотвратил, а наоборот, катализировал разморозку конфликта в Нагорном Карабахе по ряду внутренних и внешних причин. Однако остающаяся неразрешенность этих причин вкупе с неспособностью РФ завершить этот конфликт также легко, как легко она его развязала, обусловили выработку стратегии российского влияния как на участвующие стороны, так и на причастных региональных и глобальных игроков.

1. Основываясь на парадигмах имперского функционирования ХІХ и ХХ веков, РФ ввязалась в ХХІ веке во множество внешних конфликтов с целью отвлечения внимания от внутренних проблем и доступа до ресурсов и производственных мощностей на территории конфликтующих сторон.

Однако, конфликты ХХІ века существенно отличаются от конфликтов предыдущего времени. Например, конфликты в прошлом (независимо от причин их возникновения) могли быть решены по желанию и по воле (сценарию) самого сильного из ввязавшихся в них геополитических тяжеловесов (при наличии у него своих интересов в этом конфликте).

Нынешние же конфликты не то чтобы можно было завершить по воле Кремля или одного из влиятельных игроков, они (эти конфликты) – не разрешимы в принципе. Во-вторых, современные конфликты – это, в первую очередь, большие ресурсы, которые нужно тратить на участие и помощь одной из сторон для удержания ее в своей орбите. Невооруженным глазом видно, что беднеющему народу России, уставшему от безразличия властей, это конечно не нравится.

Назревают бунты. России нужна была маленькая победоносная война, которая должна была бы решить внутренние бедствия хотя бы на время. Нагорно-Карабахский конфликт и должен был бы стать «маленькой победой».

Для этого, скорее всего, Москвой и затевалась разморозка конфликта. Но случилось, как случилось. «Маленькой победы» не вышло, а сам конфликт уже больше напоминает войну в Афганистане. 

2. Россияне стимулировали этот конфликт, чтобы с ними опять начали общаться на международном уровне.

Лично Владимир Путин обижен тем фактом, что с начала 2020 года он неоднократно предлагал постоянным членам СБ ООН собраться на «Ялту-2», но все его проигнорировали. К тому же, мало кто из мировых лидеров считается с Владимиром Владимировичем в плане поддержания мирового правопорядка.

После применения Россией «права вето» на резолюции СБ ООН по Сирии, Ливии, расследованию МН-17 международные партнеры попросту перестают общаться со страной, которая в наглую использует свое исключительное право «вето» как инструмент покрывательства своих военных преступлений.

По своей сути – это начало процесса международной изоляции РФ в рамках МО, что есть самым страшным и болезненным для страны постоянного члена СБ ООН. Из года в год мировые лидеры доверяют Российской Федерации все меньше и меньше, и все больше и больше стараются игнорировать ее при обсуждении текущих глобальных проблем.

3. С самого начала Нагорно-Карабахского конфликта российская сторона активно пыталась создать видимость, что якобы Украина и Грузия втягиваются в конфликт на стороне Азербайджана. То якобы они осуществляют в Баку оружие, то они якобы готовы предоставить именно Азербайджану наемников и все необходимое для ведения боевых действий. По-видимому, это делалось с целью использовать потом этот фактор для дискредитации обоих государств перед международными партнерами.

При этом российские спецслужбы забыли о конспирации в организации взаимодействия со своим союзником Ираном, который вроде бы тайно, а на самом деле не очень, поставляет российское оружие армянам. И об этом говорится в открытых источниках.

Затем после провала вышеуказанных спецопераций россияне попытались привнести религиозный фактор (противостояние христиан и мусульман) в подоплеку конфликта. Они используют религиозный фактор в моменты, когда у них заканчиваются аргументы, а делать что-то надо. Такой метод используется россиянами достаточно часто и соответственно хорошо отработан.

К примеру, конфликт между Сербией и Косово, Сербией и Черногорией возник на основе религии после вмешательства российских спецслужб. Так произошло между Арменией и Азербайджаном. Вообще, РПЦ МП можно назвать еще одной, отдельной, российской специальной службой, которая используя православные скрепы, разжигает межрелигиозные конфликты.

Кроме того, за счет привнесения религиозного фактора россияне мобилизовали своих собственных православных наемников для защиты христиан, а мусульманских, чтобы был факт того, что они пришли. Раз есть мусульмане – значит страны, представителями которых они являются, тоже опосредованно втянуты в этот конфликт. Таким образом, россиянами в будущем может быть использован этот фактор в качестве повода для начала диалога на международном уровне как для обсуждения этой проблемы, так и многих других.

В открытую же, официальная Москва не может помочь своему сателлиту Армении. А вот скрытно делает то, в чем обвиняет другие страны: поставляет вооружение, наемников и т.д. К тому же, даже в рамках ОДКБ, организации, в которой Россия отыгрывает исконно ключевую роль, россияне отказались вводить миротворческую миссию в помощь Армении, которая, несет серьезные потери и ждет помощи от «Северного брата».

Те, кто говорит, что ОДКБ малоэффективен, ошибаются. ОДКБ – это полностью нерабочая структура. Российская Федерация больше не сверхдержава и даже не региональный лидер. Армении пора уже это осознать и начать планово отходить от сферы влияния Москвы, а не вестись на очередные уловки с Кремля.

4. Россия активно использует сирийских и ливийских наемников для пушечного мяса в НКР, которые являются элементарной мишенью для азербайджанских наемников.

Советско-российская техника, которую россияне «спихивали» армянам, не позволяет эффективно бороться против современной армии в Нагорно-Карабахском театре боевых действий. Соответственно, наемники выступают тем барьером, который пытается сдерживать технически превосходящие войска Азербайджана. По сути это только затягивает восстановление официального Баку своей территориальной целостности. К тому же, уже наступил тот этап, когда нужно искать новую живую силу, ибо сирийско-ливийские наемники не бесконечны.

Россияне нашли новые рекрутинговые центры для привлечения в Нагорно-Карабахский конфликт. Такими местами стали аннексированный Крым и оккупированные территории «ЛДНР». К тому же, использование жителей АРК может случить одним из методов легализации оккупации полуострова.

В связи с тем, что Армения и предоставленные Россией наемники не могут эффективно противостоять азербайджанской армии на территории НКР, они используют «грязную» тактику обстрелов инфраструктурных объектов и мирных поселений на территории Азербайджана. 

5. Россияне начали и будут продолжать активно использовать армянскую диаспору как для навязывания миру своего контекста Нагорно-Карабахского конфликта, так и просто для раскачки ситуации в странах, где эта диаспора широко представлена.

Российские спецслужбы втягивают армянскую диаспору по всему миру для реализации своих замыслов. Все отлично понимают, что представители власти на Западе (ориентирующиеся на Европу и США) считаются с мнением народа, когда выражается несогласие или народ хочет акцентировать свое внимание на определенных проблемах.

Таким образом, загнанные в угол армяне (своими же «союзниками» в лице России) пытаются поднять вопрос о необходимости поддержки именно НКР, а не территориальной целостности Азербайджана. Так, в средине октября 2020 года армянская диаспора в Лос-Анджелесе, Бостоне, Нью-Йорке митинговала в поддержку Карабаха. Митингующие перекрывали автострады и даже бастовали у здания американского LA Times, обвиняя издание в отсутствии сострадания к армянскому народу.

Но, митингующим, как оказывается, тяжело понять, что в данном случае Россия использует их патриотические чувства и стремление поддержать свою родину. В Кремле прекрасно знают, что по-другому быть не может. И поэтому все идет так, как оно идет.

Максим Скрипченко