Беларусь - Китай: слыть, но не быть

Kayla Kozlowski

Начиная с 2006 года, развитие белорусского сотрудничества с Китаем считается приоритетным направлением внешней политики Беларуси. Официальные лица зачастую подчеркивают единство взглядов на мироустройство, приводят в пример китайскую модель экономического, политического и социального развития. СМИ периодически сообщают о различных видах финансовой помощи, предоставляемой Пекином Минску.

Насколько этот радужный официальный дискурс отражает реальный уровень белорусско-китайских отношений в политической и экономической сферах?

В данном исследовании критически рассматривается ряд аспектов политического взаимодействия с Китаем и «беспрецедентного» уровня экономического сотрудничества. Автор  приходит к следующим выводам:

■ Скромный уровень формальных политических отношений Беларуси с Китаем в региональной перспективе. Несмотря на то, что белорусская правящая элита заявляет о «стратегическом партнерстве» между странами, китайская сторона придерживается более скромной формулировки уровня отношений. В то же время настоящее стратегическое партнерство у Китая складывается с Россией, Польшей и Украиной.

■ Официальный Минск безосновательно рассчитывает на роль «плацдарма» для продвижения Китая на европейский рынок. В своих внешнеполитической и внешнеэкономической стратегиях Китай не выделяет какую-либо отдельную страну для основы распространения своего присутствия в европейском регионе. Более того, для роли Беларуси в качестве китайского «плацдарма» отсутствуют объективные экономические предпосылки, и за этот фантомный термин усиленно конкурируют Украина и Польша.

■ Динамика торгового оборота Беларуси с Китаем за последние 10 лет выглядит значительной, но в региональном измерении вовсе не выглядит чрезвычайной. Так, объемы торговли Беларуси с КНР в 2011 г. увеличились в 15.4 раз в сравнении с 2000 г. Для Польши, Украины и России показатели возросли в 9.3, 11.1 и 13.5 раза, соответственно. Доля Китая в общем торговом обороте для Беларуси в 2011 г. составила всего 3.3%, в то время как у Польши, Украины и России — 4.8%, 5.6% и 10.1%, соответственно. Белорусский экспорт в Китай преимущественно состоит из сырья и продукции с низкой добавленной стоимостью добывающей и химической промышленности.

■ Беларусь преувеличивает потенциал экономических выгод от своей уступчивости Китаю в политических вопросах. Объемы торгового и инвестиционного сотрудничества с КНР определяют прежде всего экономическая привлекательность объектов и общий экономический и инвестиционный фон в стране. В то время как объемы китайских прямых инвестиций в экономику Беларуси относительно невелики, масштабное проектное финансирования накладывает ограничения на белорусские предприятия и несет риски в сфере внешних заимствований.

Читайте исследование в формате pdf