Демографический бонус: умелые азиатские тигры и беспомощная Беларусь

Демографический бонус: умелые азиатские тигры и беспомощная Беларусь

Парадоксально, но факт: в Беларуси при неуклонном уменьшении населения постоянно росло количество населения трудоспособного возраста.

Население уменьшается, число рабочих рук растет

В поиске ответа на вопрос, как рождаемость связана с экономическим ростом, ученые пришли к выводу, что один из важнейших факторов — возрастная структура населения. Установлено, что сопряженное с уменьшением рождаемости временное изменение в возрастной структуре общества  может оказать значительное положительное воздействие на экономический рост.

С резким падением количества деторождений соотношение между населением в трудоспособном возрасте (в случае Беларуси, это мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) и нетрудоспособном меняется в пользу первой категории. Наступает так называемый период демографического бонуса (либо демографического дивиденда): экономическое производство увеличивается при одновременном уменьшении социального бремени (например, выплаты на образование и здравоохранение).

На протяжении 80-х гг. в Беларуси наблюдалась высокая рождаемость, которая резко упала в начале 90-х гг. Для сравнения, в 1989 г. суммарный коэффициент рождаемости в Беларуси был 2,03 рождений на женщину, в 1997 г. — 1,3. Значительное падение рождаемости открыло для страны окно демографического бонуса в связи с тем, что количество лиц в возрасте до 16 лет резко сократилось. Несмотря на то, что с 1994 г. общее количество населения уменьшилось почти на 800 тыс. человек, трудовые ресурсы из года в год возрастали, вплоть до 2007 года.

Население в трудоспособном возрасте в 1991-2011 гг. (тыс. человек)

На основании данных Национального статистического комитета Республики Беларусь

Изменения в возрастной структуре населения еще более показательны, если обратить внимание на соотношение количества лиц нетрудоспособного возраста к 1000 человек трудоспособного возраста. Если в 1992-1994 гг. на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось более 800 нетрудоспособного, то в 2007-2008 гг. — всего 615. Фактически 2007-2008 гг. были годами с наименьшей демографической нагрузкой за всю послевоенную историю Беларуси. Характерно, что именно в пиковый период демографического бонуса — на рубеже 2007 и 2008 гг. — власти Беларуси затеяли реформу системы социальной защиты и отменили многие льготы для различных категорий граждан.

Количество лиц нетрудоспособного возраста на 1000 лиц трудоспособного возраста в 1990-2012 гг.

На основании данных Национального статистического комитета Республики Беларусь

В 2008 г. окно демографического бонуса начало постепенно закрываться, и с 2009 г. наблюдается очевидная обратная тенденция — демографическая нагрузка возрастает с каждым годом. По прогнозу Национального статистического комитета, к 2020 г. соотношение между категориями населения в трудоспособном и нетрудоспособном возрастах вновь возрастет до уровня начала 90-х (около 800 лиц) и продолжит расти. Сейчас в материнский возраст вступают девочки, родившиеся в начале 90-х. С каждым годом население старше трудоспособного возраста будет постепенно возрастать, а младше трудоспособного — уменьшаться. В период времени между 2011 и 2020 гг. почти 1,5 млн. граждан покинут категорию населения трудоспособного возраста.

Демографический бонус вхолостую

Разумеется, демографический бонус — явление временное: постепенно лица трудоспособного возраста вступают в пенсионный возраст, а пониженная рождаемость приводит к уменьшению темпов роста рабочей силы. Поэтому правительству следует без промедления воспользоваться историческим моментом для проведения важных реформ.

При условии проведения правительством грамотной экономической и социальной политики (либерализация рынка труда, реформы здравоохранения и образования и т.д.), демографический бонус выражается в резком скачке доходов на душу населения. Эта модель отменно сработала в случае с азиатскими тиграми (Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Таиланд). Установлено, что именно демографический бонус обеспечил от трети до половины размера «экономического чуда» в этих странах (Bloom and Williamson, 1998).

Показательным европейским примером эффективного использования демографического бонуса служит «кельтский тигр» — Ирландия. Важным фактором резкого падения рождаемости в стране стала легализация контрацептивов в 1985 г. Если в 1980 г. количество рождений на 1000 человек составляло 21,0, то в 1990-м — 14,2. Вкупе с грамотной экономической политикой это обеспечило Ирландии ежегодный экономический рост 9,4% в 1995-2000 гг. и 5,9% в 2001-2008 гг.

К сожалению, демографический бонус в случае Беларуси сработал вхолостую. В отличие от азиатских тигров, в Беларуси в период демографического бонуса не была проведена масштабная экономическая, технологическая и социальная модернизация, не созданы новые конкурентоспособные отрасли национальной экономики. Среднегодовой 8-процентный рост экономики в период 2001-2008 гг. был во многом обусловлен не структурными реформами и внедрением новых технологий, а выгодными энергетическими сделками с Россией, перепродажей нефтепродуктов западным странам и открытостью российского рынка для все менее конкурентоспособных белорусских товаров.

Чрезмерно зарегулированный рынок труда Беларуси, ограниченная роль частного сектора и дефицит рабочих мест не позволили трудоустраивать все большее количество населения в трудоспособном возрасте, которое все чаще стало выбирать трудовую и постоянную миграцию как выход из создавшегося положения. При этом недостаточная дифференциация оплаты труда в результате перераспределительной экономической политики стимулировали миграцию высококвалифицированных кадров.

Благоприятный период для экономического и технологического скачка уходит в небытие, ему на смену, начиная с переломных 2007-2008 гг., следует обратный, удручающий эффект. Чтобы не усугубить экономическую ситуацию в стране, властям следует как можно раньше и эффективнее провести либерализацию рынка труда, реструктуризацию предприятий госсектора и увеличить роль частного сектора и сектора услуг, вкупе с реформированием пенсионной и образовательной систем.

Литература:

David E. Bloom, Jeffrey G. Williamson. Demographic Transitions and Economic Miracles in Emerging Asia. World Bank Economic Review, Vol. 12, no. 3 (September 1998): 419-455.

Текст подготовлен в рамках исследования человеческого капитала специально для портала Naviny.by.