Отношения Украины и Беларуси до недавнего времени не вызывали особого интереса. Отчасти это объясняется низкой интенсивностью их политических отношений и слабой кооперацией, как двусторонней, так и в региональном контексте.
Хотя именно сотрудничество в ответ на многочисленные вызовы кажется очень логичным. По крайней мере, как показала практика последних 25 лет, самостоятельные действия Минска и Киева в диалоге с ЕС и Россией имели весьма неоднозначный результат. Беларусь осталась и даже стала еще больше зависимой (если сравнивать с 1990-ми гг.) от России в ряде стратегических сфер (военная, энергетическая). В свою очередь те методы, которыми Украина избавлялась от этой независимости, сделали ее уязвимой перед внешними угрозами.
Несмотря на отсутствие опыта двустороннего сотрудничества в прошлом, возможность для его выхода на новый уровень имеется в настоящем. Этому способствует и региональная ситуация, где отношения Минска и Киева остаются стабильными на фоне обострения по другим направлениям, и сохраняющиеся перспективы кооперации в самых разных сферах. Все эти обстоятельства ставят вопрос о том, могут ли отношения Беларуси и Украины в ближайшие годы выйти на новый уровень.
Можно обозначить следующие возможности и аспекты стимулирования развития белорусско-украинского сотрудничества:
Во-первых, сближение должно идти «сверху», т.е. начинаться на высоком политическом уровне. Но в то же время следует учитывать и то, что политики и госслужащие двух стран пока весьма пассивны на этом направлении. И поскольку пока есть дефицит такой повестки (в т.ч. на дипломатическом уровне), генератором идей может стать экспертное сообщество, которое сможет продвигать эти идеи на соответствующих мероприятиях. Хорошей стартовой площадкой может стать Ялтинская европейская стратегия (YES), где можно развивать секцию белорусско-украинских отношений, а также уже упомянутая инициатива «Минский диалог».
Во-вторых, сближение должно постепенно переходить на «низовые уровни». Политический диалог должен постепенно конвертироваться в производственную и бизнес-кооперацию, торгово-экономическое сотрудничество, безбарьерную среду для торговли и инвестиций. Для этого можно создать на высоком уровне профильные рабочие группы, куда будут включены представители обеих стран по соответствующим направлениям сотрудничества.
В-третьих, политическое сближение должно быть направлено на оперативное решение текущих вопросов и проблем. Для этого необходима его институализация, или как минимум создание соответствующих диалоговых форматов. Белорусско-Украинский Консультативный совет делового сотрудничества – первый шаг в этом направлении. Его необходимо расширять, а также повышать частоту совместных встреч и мероприятий.
В-четвертых, диалог Минска и Киева должен быть направлен на обоюдовыгодное развитие, однако при этом не провоцировать дополнительную напряженность в регионе. Иными словами, белорусско-украинское сотрудничество, даже в такой сфере, как военная или энергетическая безопасность, нельзя направлять против третьей стороны. Потенциальное сближение внешнеполитических позиций следует ориентировать на активный поиск взаимовыгодных решений и моделей отношений с другими государствами.
В-пятых, сотрудничество Беларуси и Украины должно быть максимально инклюзивным. То есть нужно подключать к нему другие страны, прежде всего – из числа постсоветских государств и стран ЕС Восточной Европы. Да и сами Беларусь и Украина должны быть более вовлечены в широкий круг региональных и интеграционных процессов, таких как сближение ЕС-ЕАЭС (так называемая интеграция интеграций), Экономический пояс Шелкового пути и пр. Две страны должны стать не потребителями и заложниками внешних, часто конкурирующих региональных проектов, а «продавцами» новых моделей регионального сотрудничества.
Читайте исследование в формате pdf