Спрос на хлорид калия в течение второй половины 2000-х гг. увеличивался по ряду причин: неуклонный рост населения планеты и уменьшение площади пахотных земель на душу населения, улучшение рациона питания населения в развивающихся странах в связи с увеличением доходов, увеличение производства биотоплива и др.
Очень важным фактором растущих цен на калий стала высокая концентрация калийного производства и сдерживание производства компаниями-олигополистами, чтобы поддерживать высокую цену. Увеличение концентрации поставщиков калия на рынке калийных удобрений посредством слияния мелких фирм в более крупные, покупки долей в конкурирующих фирмах и налаживание сбытовых каналов через совместных трейдеров началось в 1988 г. Ситуация олигополии, сложившаяся к 2010 г. (по классификации Еврокомиссии), стала возможна не только по причине малого количества производителей калийных удобрений, но и в результате образования двух крупных калийных консорциумов в виде сбытовых компаний: Canpotex и БКК (в 2005 г.). Некоторые исследователи калийного рынка считают уместным называть сложившуюся к тому времени ситуацию дуополией.
Дилемма олигополии и расхождение интересов «Беларуськалия» и «Уралкалия»
Неформальная координация объемов производства между БКК и Canpotex, о чем можно судить из материалов антимонопольного судебного расследования в США в 2008-2012 гг., позволяла олигополистам извлекать прибыли, намного превышающие те, которые были бы возможны в условиях более жесткой конкуренции множества компаний. Однако картели сами по себе являются достаточно неустойчивыми образованиями. Участники картеля рассчитывают втайне продать больший объем товара, нежели оговорено, по сниженной цене, для максимизации собственной прибыли и одновременно с целью захвата дополнительной части рынка. Такое поведение участников картелей нередко приводит к распаду картеля как такового. Собственно, это и случилось в рамках сотрудничества «Беларуськалия» и «Уралкалия», кульминацией чего стало решение последнего в середине 2013 г. выйти из картеля.
К выходу из совместной трейдинговой структуры в рамках БКК «Уралкалий» подтолкнули два обстоятельства. Во-первых, «Уралкалий» стал подозревать белорусских партнеров в продаже больших объемов калийных удобрений, нежели это было оговорено в рамках картеля. Во-вторых, «Уралкалий» обладал рядом собственных преимуществ, которые в перспективе делали компанию более конкурентоспособной, нежели «Беларуськалий». Напряженность между партнерами нарастала еще и потому, что у «Уралкалия» был собственный трейдер помимо БКК, наличие которого позволяло россиянам продавать через БКК лишь часть своей продукции. Договоренности относительно распределения экспортных квот вынуждали «Беларуськалий» продавать меньшие объемы своей продукции, чем в том случае, если бы всю свою продукцию «Уралкалий» реализовывал через БКК.
Дилемма олигополии в случае сотрудничества «Уралкалия» и «Беларуськалия» приобрела особую остроту еще и по той причине, что акционеры БКК руководствовались качественно различными стратегиями. Если для белорусской стороны в лице государственного «Беларуськалия» основной целью является решение текущих государственных задач (прежде всего — обеспечение валютной выручкой в кризисные периоды), то для частного «Уралкалия» во главе угла лежит максимизация прибыли в средне- и дальнесрочной перспективе.
Объемы экспорта калийных удобрений на внешние рынки «Беларуськалия» и «Уралкалия» (млн тонн, нетто) и величина выручки (в млн долл. США) в 2008–2014 гг.
Разногласия между двумя компаниями стали все более отчетливо проявляться в 2012 г. Во-первых, в этом году выручка «Уралкалия», который годом ранее завершил слияние с компанией «Сильвинит», значительно превысила выручку «Беларуськалия». Произошло это не только по причине перераспределения квот продаж в рамках БКК в пользу «Уралкалия», но и в связи с более гибкой системой сбыта у «Уралкалия». В то время как «Беларуськалий» всю свою продукцию экспортировал через БКК, российская компания, исходя из конъюнктуры, часть продаж осуществляла через своего собственного трейдера Uralkali Trading (UKT). Поскольку «Беларуськалий» всю свою продукцию экспортировал через БКК и был вынужден придерживаться согласованных с «Уралкалием» квот продаж, Беларусь несла определенные финансовые потери.
Во-вторых, уменьшение сбыта «Уралкалием» через БКК произошло на фоне осложнившегося экономического положения в Беларуси. Во второй половине 2012 г. выгодная для Беларуси схема экспорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, под видом разбавителей и растворителей, была прекращена и показатели внешней торговли Беларуси стали ухудшаться. К тому же и спрос на калийные удобрения на мировом рынке был низким. Поэтому, рассчитывая улучшить торговый баланс, белорусское руководство поддерживало идею увеличения объема продаж калийных удобрений по сниженной цене.
Вероятно, примерно в этот период времени (вторая половина 2012 г. – начало 2013 г.) белорусская сторона начала продавать часть продукции «Беларуськалия» не через структуры БКК. Эта возможность была юридически оформлена Указом №566, принятым 22 декабря 2012 г. Согласно документу, «исключительное право внешней торговли минеральными или химическими калийными удобрениями <..>. реализуется ОАО «Беларуськалий», ЗАО «БКК» и иными организациями, определенными Президентом Республики Беларусь». Предположить, что Беларусь экспортировала калийные удобрения вне БКК, позволяет анализ динамики экспорта товаров белорусской химической промышленности в первой половине 2013 г. Так, многократно увеличились объемы продаж ряда товаров химпрома, напоминая схему с продажей белорусских нефтепродуктов под видом разбавителей и растворителей в 2011–2012 гг.
Через несколько дней после обнародования Указа (28 декабря 2012 г.) в Минск прибыл совладелец «Уралкалия» Сулейман Керимов, который провел встречу с Александром Лукашенко и Михаилом Мясниковичем. Судя по всему, «Уралкалий» озаботила перспектива продаж Беларусью калийных удобрений вне БКК. Было объявлено, что стороны договорились и по квотам продаж в рамках БКК на 2013–2015 гг., и по формуле цены (с учетом качества калийных удобрений). По итогам встречи была также создана белорусско-российская комиссия во главе с руководителем Банка развития Беларуси Сергеем Румасом, формально — для выработки новых условий сотрудничества «Беларуськалия» и «Уралкалия». Несмотря на оптимистические заявления сторон, оставалось очевидным, что все спорные моменты относительно создания нового совместного трейдера «Союзкалий» в швейцарской юрисдикции так и не были решены. Одним из камней преткновения между акционерами БКК стали тонкости юридического статуса «Союзкалия» и БКК.
Суть расчета «Уралкалия»: игра на опережение
Почему «Уралкалий» решился выйти из картеля, осознавая неизбежность уменьшения цен на калий? Во-первых, следуя стратегии «цена превыше объемов», «Уралкалий» начал постепенно терять свою долю на мировом рынке. Как говорится в официальном годовом обзоре калийного рынка за 2013 г., выполненном «Уралкалием», «несмотря на то, что общий объем калийного рынка вырос на 9% в первом полугодии 2013 г., продажи «Уралкалия» в этот период сократились по сравнению с предыдущим годом вследствие агрессивных действий конкурентов на рынке».
Во-вторых, в среднесрочной перспективе уменьшение цены на калий произошло бы даже в случае дальнейшей исправной деятельности обоих калийных консорциумов (Canpotex и БКК) по причине появления на рынке новых крупных производителей хлористого калия. С ростом продавцов конкуренция на олигополистическом рынке усиливается, и цена стремится к маржинальной. В последние годы целый ряд крупных горнодобывающих корпораций, учитывая высокие цены на калий, начали инвестировать в новые калийные проекты. Так, под сомнением оказались, среди прочего, скорая реализация калийного проекта Jansen в Канаде, в которую корпорация BHP Billiton ранее вложила более 2 млрд долл. США, и проекта York Potash британской компании Sirius Minerals Plc. Еще более туманными стали перспективы калийного проекта стоимостью 5,6 млрд долл. США бразильской компании Vale в Аргентине. Таким образом, сыграв на понижение цен, «Уралкалий» создал не только большие проблемы для производителей с более высокой себестоимостью продукции (K+S в Германии, ICL в Великобритании и Испании, Mosaic в Канаде и США), но и как минимум отсрочил дополнительную конкуренцию со стороны потенциальных новых игроков на рынке. При этом основные преимущества в такой ситуации, очевидно, достаются тому, кто сыграет на опережение (то есть, «Уралкалию») и быстрее предпримет необходимые шаги по завоеванию большей части рынка.
В-третьих, используя особенности функционирования БКК и элемент неожиданности, «Уралкалий» получил новые функциональные преимущества. В то время как «Уралкалий» создал собственную сбытовую сеть и подготовил достаточное количество высококлассных специалистов, «Беларуськалию» пришлось выстраивать свою трейдинговую сеть в условиях нехватки высококвалифицированных специалистов по продажам. Несмотря на то, что формально БКК контролировала белорусская сторона (она назначала гендиректора БКК, на решения которого «Уралкалий» не мог наложить вето), многие ключевые менеджеры БКК были сотрудниками российской компании. Одновременно с разрывом отношений между «Беларуськалием» и «Уралкалием» они уволились и покинули Беларусь.
Деятельность «Беларуськалия» и «Уралкалия» после распада картеля
Как следует из данных «Уралкалия», доля компании на ключевых рынках калия во второй половине 2013 г. возросла (особенно в Бразилии и странах Азии), в то время как в течение первого полугодия 2013 г. она неуклонно падала. Компания перешла на загрузку, близкую к полной, начиная с августа 2013 г., поставляя около 1 млн тонн продукции ежемесячно.
Поквартальные объемы экспорта калийных удобрений «Уралкалия» и «Беларуськалия» в 2013–2014 гг., млн тонн нетто.
Объемы экспорта компаний в течение первых двух кварталов 2013 г. были примерно одинаковыми. После выхода «Уралкалия» из БКК, в 3-ем и 4-ом кварталах 2013 г. наблюдается резкое расхождение объемов экспорта «Беларуськалия» и «Уралкалия». В то время как «Уралкалий» целенаправленно увеличивал продажи на внешних рынках, экспорт «Беларуськалия» существенно уменьшился. Позже запуск всех четырех рудоуправлений «Беларуськалия» подтвердил, что запланированная «Уралкалием» стратегия «объемы превыше цены», которой отчаянно пыталась противостоять белорусская компания во втором полугодии 2013 г., работает. Объемы продаж «Беларуськалия» выросли по причине экономической целесообразности сохранить свою долю рынка и увеличивать продажи, чтобы при более низких ценах обеспечить уровень прибыли максимально близкий к тому, который существовал до распада картеля, при работающей стратегии «цена превыше объемов».
Если в 2013 г. мировые цены на калий обвалил «Уралкалий», то в 2014 г. уже «Беларуськалий» в большей степени сбивал мировые цены, предлагая свою продукцию за более низкую цену, чем конкуренты, и работая на полную мощность. Так, генеральный директор «Уралкалия» публично высказывал свое недовольство предложением «Беларуськалия» калийных удобрений Китаю по сниженным ценам в 2014 г. и начале 2015 г. При первоначальных планах министерств экономики и финансов по объему экспорта калийных удобрений 6,5 млн тонн, «Беларуськалию» в 2014 г. удалось сбыть около 9,5 млн тонн продукции. Размер выручки составил 2,7 млрд долл. США, в сравнении с 2,05 млрд долл. США в 2013 г.
Объем производства «Уралкалия» и «Беларуськалия» в 2009–2014 гг. Примечание: резкое увеличение производства «Уралкалия» в 2010 г. объясняется слиянием с компанией «Сильвинит».
Для «Уралкалия» 2014-й г. был неоднозначным. С одной стороны, компания значительно нарастила объем производства (до 12,1 млн тонн). Увеличить продажи планировалось за счет расширения сбыта в Бразилию и страны Юго-Восточной Азии — Малайзию, Индонезию, Вьетнам, в меньшей степени — в Индию, Китай и на внутренний рынок. С другой стороны, ушедший год для «Уралкалия» был омрачен убытками в размере 631 млн долл. США в связи с девальвацией российского рубля (Лента.ру, 2015) и серьезной аварией на руднике «Соликамск-2», который обеспечивает около 20% производственной мощности компании. В случае затопления и соседнего рудника «Соликамск-1» производство компании рискует упасть до величины ниже 10 млн тонн в год, вместо ранее планировавшихся 14 млн тонн. Сообщается, что на фоне аварии снижение котировок «Уралкалия» может создать проблемы у основных акционеров («УралХим», «Онэксим») компании с обслуживанием кредитов, привлеченных под залог акций «Уралкалия».
Доступные статистические данные по итогам 2014 г. свидетельствуют, что «Беларуськалию» удалось довольно успешно приспособиться к работе в новых условиях. В 2014 г. белорусская компания, работая на полную мощь, произвела около 10,3 млн тонн хлористого калия, 9,5 млн тонн из которых экспортировала. Хотя показатели белорусской компании несколько уступают «Уралкалию» (с объемом производства 12,1 млн и объемом экспорта 10,4 млн тонн в 2014 г.), положение российской компании в ноябре 2014 г. осложнил природно-технологический фактор, а именно авария на одном из основных рудников. К настоящему времени последствия авария полностью не устранены и существует угроза еще большего падения производства «Уралкалия». Таким образом, первоначальный рациональный расчет «Уралкалия» сработал частично и в течении ограниченного периода времени.
Полный текст исследования в формате PDF