Накануне визита в Минск Председателя КНР Си Цзиньпина эксперт BISS Андрей Елисеев в интервью Службе информации «ЕвроБеларуси» рассказал о нынешнем состоянии и перспективах беларусско-китайских отношений.
"Си Цзьньпинь вновь приедет в Беларусь, как и ранее, в год президентских выборов. Однако рассчитывать на серьезную финансовую поддержу Поднебесной, в этой связи не стоит.
10-12 мая в Беларуси ждут председателя КНР Си Цзиньпина. Для подготовки этого визита в Минск с официальным визитом приезжал министр иностранных дел КНР Ван И, а также другие китайские товарищи.
Нынешнее состояние и перспективы беларусско-китайских отношений в интервью Службе информации «ЕвроБеларуси» комментирует эксперт BISS Андрей Елисеев.
- Лукашенко давно и часто говорит о «стратегическом партнерстве» с Китаем? Стратегическое партнерство Беларуси и Китая – что это такое?
- Это дань принятой в Китае классификации отношений с зарубежными государствами. Китай после окончания холодной войны проводит так называемую «дипломатию отсутствия врагов», когда ни одна из стран мира не рассматривается в качестве оппонента. В зависимости от развитости отношений с той или иной страной, Китай именует двустороннее сотрудничество как партнерство дружбы и сотрудничества, конструктивное партнерство и так далее. Венцом условной иерархии партнерств является стратегическое партнерство. С Россией Китай утвердил этот тип отношений в 2001 году, с Украиной и Польшей – в 2011 году. Беларусские чиновники из имиджевых соображений стремились как можно раньше назвать двусторонние отношения «стратегическим партнерством», чтобы продемонстрировать тем самый высокий уровень сотрудничества.
- 8-9 апреля в Минске с официальным визитом побывал министр иностранных дел КНР Ван И, который готовил почву для другого визита: 10-12 мая в Беларуси ждут председателя КНР Си Цзиньпина. Визит в Беларусь главы любого государства воспринимается как событие. Какую цель преследует приезд руководителя одного из главных игроков на мировой арене?
- Для Китая отношения с Беларусью не настолько важны, чтобы организовать визит Председателя КНР с единственной целью посещения нашей страны. Как и в случае своего предыдущего визита в 2010 году, Си Цзиньпин прибудет в Минск в связке с посещением Москвы. На этот раз китайский руководитель встретится с Путиным по случаю празднования 70-летия победы в войне, и затем уже поедет в Беларусь.
Задача беларусской стороны – придать с помощью визита Си Цзиньпина второе дыхание реализации основных совместных проектов – Китайско-Беларусского индустриального парка, сборочного производства «Джили». Несомненно, будут звучать громкие слова и о проекте более дальней перспективы – Нового шелкового пути, суть которого заключается в строительстве дорог, мостов и железнодорожных путей из Азии в Европу.
Другие практические проблемы: организация безвизовых турпоездок в Китай для беларусов и открытие прямого авиасообщения из Минска в Пекин. Лукашенко обязательно лично поблагодарит Си Цзиньпина за оказанную в декабре 2014 года помощь в непростые экономические времена (кредит в сумме 220 млн долларов США) и использует визит для демонстрации внешней поддержки. Лукашенко везёт с визитами Си Цзьньпина, которые приходятся как раз на годы проведения президентских выборов.
- Насколько успешным является экономическое сотрудничество Минска и Пекина? Хотя в минувшем году взаимный объем торговли товарами и услугами составил около 3 млрд. долларов, Китай обеспечивает не более 4% беларусского товарооборота, а отрицательное для Минска сальдо в размере около 3 млрд. долларов.
- Объем торговли с Китаем превышает общий товарооборот Беларуси со всеми остальными развивающимися странами мира вместе взятыми. В 2014 году торговый дефицит Беларуси с Китаем несколько уменьшился в сравнении с 2013-ым. Во-первых, в связи с возросшими продажами калийных удобрений вырос беларусский экспорт (с 460,7 млн долларов США в 2013-ом году до 641,5 млн долларов США в 2014-ом). Во-вторых, примерно на полмиллиарда долларов США (с 2 млрд 829 млн в 2013-ом году до 2 млрд 371 млн в 2014-ом) уменьшился импорт.
Основных проблем две. Во-первых, основу экспорта из Беларуси в Китай составляет сырье и товары с малой добавленной стоимостью. Калий и капролактам – до 80% объема экспорта, продукты машиностроения и электротехники – 10%. Во-вторых, связанные китайские кредиты, когда Беларусь вынуждена 50-70% товаров для нужд проекта, финансируемого китайскими банками, закупать в КНР. В прошлом году беларусские чиновники, наконец, публично осознали пагубность широкого использования такого типа кредитов. Я в своем исследовании беларусско-китайских отношений предупреждал об этом еще в начале 2013-ого.
- Очевидно, во время кризиса Минск рассчитывает перехватить у Китая денег, чтобы «день простоять, да ночь продержаться». Насколько реалистично такое желание беларусских властей?
- КНР временами выручает Беларусь, и выданный в декабре 2014 года кредит тому подтверждение. Однако Пекин ни в коем случае не собирается брать на себя большие финансовые обязательства. Образно выражаясь, Китай может помочь Беларуси «продержаться» сутки или двое, но не неделю. Даже в отношениях с такой близкой страной как Мьянма (китайско-бирманские отношения часто обрамляли эпитетом «братские», подобно беларусско-российскому сотрудничеству) Китай не предоставлял союзнику сколько-нибудь значительных финансовых субсидий, а ставил по главу угла получение собственной выгоды от совместных проектов. Что уж говорить про такую далёкую страну для Китая как Беларусь.
- Минск рассчитывает, что Пекин будет использовать Беларусь в качестве площадки для продвижения китайской продукции на рынки других стран ЕАЭС и Западной Европы. Способна ли Беларусь стать трамплином в Западную Европу для Китая?
- Ожидания насчет трамплина в Евросоюз совершенно не оправданы, а в случае стран ЕАЭС оправданы частично. У Беларуси нет даже базового торгового соглашения о сотрудничестве с ЕС, не говоря уже о зоне свободной торговли (ЗСТ) или более тесного институционального сотрудничества. Поэтому выгоды для КНР от продвижения своей продукции на европейский рынок через Беларусь нет никакой. В этом смысле Китаю в перспективе станет выгодней рассматривать Украину в качестве такого трамплина по причине наличия соглашения о ЗСТ. Впрочем, КНР успешно развивает экономические отношения и со многими странами ЕС, в том числе с Польшей, которая усиленно конкурирует за звание «плацдарма» для расширения китайского присутствия в ЕС.
Что касается продвижения китайской продукции в другие страны ЕАЭС, то и в данном случае в плане условий для ведения бизнеса Беларусь не обладает очевидными преимуществами в сравнении с Россией или Казахстаном. Яркое тому подтверждение – еще более масштабное, чем в Беларуси, производство автомобилей «Джили» в Казахстане.
- Эксперты поговаривают, что Минск пытается найти в Пекине противовес угрозе со стороны Москвы. Правда или домыслы?
- Было бы наивным полагать, что в случае агрессии со стороны России в отношении Беларуси Китай будет серьезно вступаться за суверенитет Беларуси. Даже введение экономических санкций в отношении России со стороны Китая в таком случае вряд ли последует. Всерьез надеяться на Китай как противовес потенциальной угрозе со стороны России было бы неправильно".
Источник: Евробеларусь