Елена АРТЁМЕНКО: Ветераны умирают, Победа — жива

Абстрактные представления о великой Победе — то единственное, на что остается опереться нашей любви к Родине. 

Ветеранов остается всё меньше, но память о войне продолжает быть краеугольным камнем белорусского патриотизма. Патриоты плюются в пробках в сезон репетиций парадов. У патриотов звенят стёкла от салютов. Патриоты жалеют танкам асфальт на центральных улицах. И каждый раз в мае возникает закономерный вопрос: как же население на фоне всех неудобств относится к 9 Мая? 

Отрадно, что исследования на эту тему есть: например, Институт социологии Национальной академии наук изучал вопрос в 2010 и 2014 годах. 

По результатам исследований, население Беларуси считает Великую отечественную ключевым событием «в истории нашего народа». Более того, с течением времени эта уверенность в белорусах крепнет. В 2010 г. 87,7% именно так объясняли необходимость сохранять связь ключевых государственных праздников с Победой над фашизмом. А в 2014 г. их доля не снизилась, как можно было предположить, а выросла до 88,7%. Конечно, эта разница статистически не значима, но ее можно отметить в качестве тенденции. 

И этот рост выглядит парадоксальным. 

Ветеранов ведь и вправду становится меньше, и живая память о войне должна угасать. По результатам исследований, снижается освещенность этой темы в средствах массовой информации. В 2010 г. информацию о ВОВ из СМИ получали 60,8% белорусов, в 2014 г. — только 43,6%. 

В статье «Историческая общность народов Беларуси и России» на информационно-аналитическом портале Союзного государства директор Института социологии, доктор социологических наук Игорь Котляров сетует на недостаточное внимание к теме войны со стороны левых партий, на отсутствие новых фильмов о войне, на то, что за 20 лет не было написано ни одного тематического романа. 

При этом белорусы постепенно теряют представления о том, что происходило в эти годы. В 2010 г. Победа ассоциировалась с партизанским движением у 17% населения, в 2014 г. — только у 13,4%. Про защиту Брестской крепости в связи с событиями ВОВ в 2010 г. вспоминали 11,8%, в 2014-м — только 9,5%. 

В чём же причина повышающегося пиетета населения к победе в ВОВ? 

На неутешительный ответ наводит сама постановка вопроса. Социологи предлагали респондентам согласиться с тем, что Победа — «важнейшее событие в истории народа». Формулировка «важнейшее» сама по себе предполагает сравнение данного события с другими аналогичными. Рост предпочтения победы в ВОВ может быть совершенно примитивно связан с тем, что снижается уровень осведомленности о других событиях в истории Беларуси. 

Исторические знания вымываются. И на фоне этого абстрактные представления о великой Победе — то единственное, на что остаётся опереться нашей любви к Родине.