Обращение президента, произнесенное на торжественном собрании по случаю празднования Дня независимости Республики Беларусь, в сравнении с обращением прошлого года хотя и стало больше по объему, но в целом сохраняет набор «классических» смысловых блоков. Основное же отличие от прошлогоднего обращения — изменение внешнеполитической риторики, которая практически не затрагивает отношения с Западом и Россией по отдельности. Вместо этого в обращение был привнесен новый нарратив — тема интеграции как особенного пути развития Беларуси.
Интеграция vs. «глухой забор» и поглощение
В послании этого года президент традиционно останавливается на теме подвига, совершенного белорусским народом во время Второй мировой войны, и большой цены, которую пришлось заплатить белорусам, чтобы «добыть победу для всей Европы». В дальнейшем этот смысловой блок перерастает в небольшой экскурс в историю становления государственности Беларуси, перед которой в свое время встал выбор пути, по которому должна пойти белорусская независимость: независимость национального государства («глухой забор» и рудимент, от которого «отказалось большинство стран в конце XX века»), либо «зависимость» в составе своей восточной соседки.
Как указывает президент, Беларусь смогла устоять и перед рвущимися к власти «националистами», и перед трудностями, мешающими ей существовать в качестве отдельного самостоятельного государства. Государством был выбран третий путь развития — широкая интеграция и сотрудничество, который в современном мире избрало большинство стран мира, как Европа, которая «делает все для спасения интеграции», так и государства-гиганты — США и Китай.
Таким образом, из обращения исчез «обвинительный» смысловой блок, содержавший высказывания о желании некоторых государств по разным причинам «поставить Беларусь на колени» — к нему президент резко переходил почти в самом начале прошлогоднего обращения. Вообще внешнеполитический блок в послании этого года полностью избавлен от любых категорических высказываний в адрес Запада или России, в нем не только не звучит тема санкций (в прошлом году указывалось, что Беларусь «бомбят ими», чтобы «заставить плясать под брюссельскую дудку»), но и в принципе отсутствует какая-либо конкретика.
Длительность обращения выросла за счет замены «обвинительного» блока на «интеграционный», значительную часть которого составляет описание интеграционной стратегии развития Беларуси. Указывается, что евразийский интеграционный проект (Единое экономическое пространство. – Авт.), в котором участвует Беларусь, рассматривается ею не как политический инструмент и способ «изоляции» и «создания закрытого рынка», а как первый шаг на пути «дальнейшей интеграции с Евросоюзом на Западе и динамичными азиатскими экономиками на Востоке». Причем Беларусь будет «противиться» любым попыткам изменить такой интеграционный принцип. Основной целью участия в интеграционном проекте президент провозгласил оптимизацию экономических отношений для повышения уровня жизни простых белорусов.
Идея своего рода мега-интеграции с участием Беларуси как ее связующего звена, — ход, интересный по двум причинам. Во-первых, это попытка экономической рационализации проекта восточной интеграции, который де-факто является одним из методов «ухода» от санкций ЕС. Во-вторых, эта идея интересна как «окно возможностей» для реализации потенциальных экономических реформ в самой Беларуси.
Социальная модель Беларуси — без акцента
Значительная часть прошлогоднего обращения представляла собой краткий пересказ основных тезисов послания народу и парламенту. Это было сжатое, но широкотематическое описание модели белорусского социального государства, которое включало в себя целый ряд тезисов, от перечисления ее достоинств как формулы перехода от постсоветской к развитой экономике, до правил поведения экономических агентов и вопросов приватизации. В обращении этого года смысловой блок «уникальной модели» сокращен и в целом сводится к перечислению достижений белорусской экономики за последние 17 лет с указанием точных численных показателей. Отдельным (но, опять же, кратким) пунктом затрагивается приватизация госсобственности: «растащить» никому ничего не дадут.
Отдельным пунктом президент упомянул невозможность передачи власти в Беларуси по наследству, поскольку «его дети наелись президентства при отце». Вероятно, такого рода заявление связано с недавним высказыванием Александра Лукашенко во время визита в Венесуэлу, когда он выразил уверенность, что его младший сын Николай станет преемником на посту президента.
В своей речи президент также обошел стороной другой важный пункт обращения прошлого года — акции молчаливого протеста, прокатившиеся по стране как раз в середине прошлого лета. Низкая протестная активность в этом году просто-напросто вывела этот вопрос из ряда актуальных.
Выводы
Торжественное обращение по случаю Дня независимости, как и послание к белорусскому народу и парламенту, в сравнении с прошлым годом демонстрирует значительное смягчение внешнеполитической риторики. В совокупности с подробным описанием интеграционной стратегии Беларуси и декларированием «неполитических» целей участия в ЕЭП это, скорее всего, связано с желанием добиться максимальной разрядки в отношениях с ЕС после расширения санкций и дипломатического скандала начала этого года. Иными словами, осторожный внешнеполитический «месседж» по-прежнему остается главной темой в публичных выступлениях президента, одновременно с этим продолжая тему «интеграции интеграций от Лиссабона до Владивостока».
Читайте BISS-Blitz в формате pdf